gornomari (gornomari) wrote,
gornomari
gornomari

В Йошкар-Оле будет продолжено строительство женского монастыря

Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, действующее от имени Республики Марий Эл в лице министра Васютина Михаила Зиновьевича разместило тендер на сайте государственных закупок на строительство Входоиерусалимской церкви Богородице-Сергиева женского монастыря в г.Йошкар-Ола.
Общая стоимость контракта составляет 129 миллионов рублей.
Основание монастыря было положено в 1886 году Казанским архиепископом Палладием. Все началось с построенной на средства благотворителей богадельни при Входоиерусалимской церкви. В 1887 году было решено преобразовать богадельню в женский монастырь. Архиепископ Палладий обратился с ходатайством в Синод. Указом Синода от 28 сентября 1888 года богадельня была преобразована в женский черемисский монастырь с передачей в его владения Входоиерусалимской церкви.
Монастырская Входоиерусалимская церковь была одной из самых старых в Царевококшайске. Она построена в 1754 году на средства купца Алексея Матвеевича Карелина. Храм был трехпрестольным: главный холодный в честь Входа Господня в Иерусалим, приделы теплые — с правой стороны в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, с левой — во имя святых апостолов Петра и Павла. Приход храма составляли жители пригородных деревень Большое Чигашево, Малое Чигашево, Тарханово, Подборная, Большая Ноля и других.
Храм являлся памятником зодчества XVIII века, был выстроен в традициях “восьмерик на четверике” и по своей архитектуре был очень близок к современному Вознесенскому собору Йошкар-Олы. Не исключено, что оба храма строила одна артель зодчих, ибо много общего и в декоративном убранстве наличников, карнизов основного куба храма, да и строились они почти одновременно в 1754 и 1756 годах. Входоиерусалимская церковь завершалась двухступенчатым барабаном и небольшой главкой, имела обширную трапезную с юга и севера, с запада завершавшуюся восьмигранной двухъярусной колокольней. Ее декор повторял декоративное убранство основного храма. Имевшая два яруса звона, колокольня получила оригинальное завершение: восьмигранный барабан завершался шатром, плавно переходящим в круглый барабан с главкой. Этот прием являлся своеобразным синтезом русских архитектурных традиций XVII и XVIII веков.
Интерьер Входоиерусалимской церкви был богат своими реликвиями, церковной утварью. В пятиярусном деревянном иконостасе имелись храмовые иконы Входа Господня в Иерусалим, Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому в золоченых окладах. Церковь была расписана.
Второй монастырской церковью являлась домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца, устроенная в восточной части двухэтажного деревянного здания богадельни в 1886 году. На фасаде и крыше здания она была отмечена барабаном и главой.
В 90-е годы XIX века в монастыре были построены деревянные двухэтажные корпуса для келий, просфорной и живописной мастерской (они сохранились до настоящего времени), четыре деревянных одноэтажных дома, где размещались келии, трапезная, кухня, читальня, больница. За стенами монастыря с востока в специальном доме разместилась монастырская школа. Это здание также сохранилось. В школе, по данным на 1904 год, обучалось 49 девочек.
Богородице-Сергиевский женский монастырь был определен как нештатный общежительный монастырь. При основании игуменьей монастыря стала монахиня Чистопольского монастыря Маргарита, с 1900 года настоятельницей состояла игуменья Магдалина, а в последние годы жизни монастыря — игуменья Серафима. По данным на 1904 год, в монастыре находилось 9 монахинь, 35 послушниц 113 белиц. Монастырь имел свое хозяйство, земельную собственность. В Семеновском уезде Нижегородской губернии 700 десятин земли поступили в распоряжение обители по завещанию отставного рядового Ивана Алыбина. Луга в количестве 11 десятин с домом и усадьбой в трех верстах от Царевококшайска за рекой Ошлой получили по завещанию от вдовы губернского секретаря Марии Ульяновой. Имелись также луга (77 десятин) в 50 верстах от города на р.Кокшаге. Казна представила обители лесной участок в 161 десятину в 12 верстах от города.
Монастырское хозяйство процветало. На территории монастыря имелся сад, цветник. По некоторым сведениям в монастыре в начале XX века возникла первая в городе фотомастерская, и для паломников печатались фотооткрытки с видами монастыря, которые воспроизводятся в данной книге.
Революция 1917-1918 годов трагически отразилась на судьбе обители. Уже зимой 1918 года игуменья Серафима и сестры оказались в тяжелом положении. Просьбы игуменьи, обратившейся в советские инстанции сохранить за монастырем источники существования, а в то время в стенах обители находилось 150 человек, игнорировались. Вскоре монастырь был закрыт, имущество и земли конфискованы, монахини выселены из келий, здания монастыря отданы под квартиры и учреждения. В усадьбе за Ошлой доживали свой век изгнанные монахини. Судьба игуменьи Серафимы была трагичной: чтобы спасти монастырскую казну, она выехала в Казань, но по дороге ее настигли и убили.
Последний удар по монастырю был нанесен в начале 30-годов, когда взорвали Входоиерусалимскую церковь. Взрыв храма запечатлел фотограф-любитель Александр Степанович Решеткин. Его фотографии — свидетельства варварства и поругания святыни — Богородице-Сергиевского монастыря в Царевококшайске. Сейчас на месте храма — пустырь. Здесь царит холодная тишина... Но ничего не проходит бесследно. Богородице-Сергиевский монастырь возродился на марийской земле. Преемником канувшей в лету обители стал одноименный мужской монастырь в Килемарском районе.


В общем, скоро жителям республики Марий Эл будет где помолиться, но работать будет негде. Будем просить милостыню и подаяния возле церквей и монастырей у жителей промышленно-развитых городов, приезжающих в Йошкар-Олу в качестве туристов.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments