gornomari (gornomari) wrote,
gornomari
gornomari

Как Русь оказалась туземной?

Большинство граждан нашего государства прекрасно осведомлены о том, что львиную долю нашего бюджета составляют нефтегазовые доходы.
Так,  по итогам 2009 года Россия находилась на втором месте в мире по экспорту нефти и на первом месте в мире по экспорту природного газа.

Структура экспорта товаров по видам продукции за период  январь - сентябрь 2012 года следующая:
- продовольственные товары и сельхозсырьё — 3,1 %;
Топливно-энергетические товары — 70,8 %;
Химическая продукция — 6 %;
Древесина и целлюлозно бумажные изделия — 2,0 %;
Металлы и изделия из них — 8,9 %;
Машиностроительная продукция — 4,7 %;
Прочие товары — 4,5 %.

Но можно ли гордиться такими показателями?

Промышленно-развитые страны экспортируют в основном продукцию машиностроения, самолеты, электронику, автомобили, мотоциклы и т.д.

Например, в структуре экспорта Японии значительную долю составляют транспортные машины, автомобили, мотоциклы, электроника, электротехника, химикаты.

В структуре экспорта Сингапур преобладают такие товары, как: бытовая электроника, информационные технологии, фармацевтика и финансовые услуги.

Тайвань также экспортирует электронику, плоские панели, машины и оборудование, металл, текстиль, пластмассы, химические, оптические, фотографические, измерительные и медицинские инструменты.

Но почему отечественная промышленность не способна производить конкурентоспособную продукцию на экспорт?

Одна из серьезных причин, вероятно, кроется в системе российского образования. Еще школьного. Принято считать, что российская система образования одна из лучших в мире. Возможно, когда-то так и было. Но это уже в прошлом.

Основная масса молодых граждан России, прошедших обучение в российских школах, серьезно уступают по своему уровню знаний выпускникам школ Японии, Тайваня, Сингапур и других промышленно-развитых стран. Как по работоспособности, так и по багажу знаний, а также самому отношению к решению своих функциональных задач.

Для справки: в школах Японии, Южной Кореи и Тайваня дети учатся 220 дней в году, а продолжительность каникул в Японии значительно короче, чем в наших российских школах.

Учебный год, например, в Японии делится на три триместра и начинается 6 апреля. Первый триместр продолжается до 20 июля, затем идут большие летние каникулы, 1 сентября начинается второй триместр, зимние каникулы идут с 26 декабря, и последний, третий, триместр продолжается с 7 января по 25 марта. Затем идут небольшие весенние каникулы, во время которых происходит переход из класса в класс. Точные даты начала и конца триместров бывают разные в разных школах.

Обратите внимание! Летние каникулы, наиболее долгие, продолжаются всего лишь около месяца (август).

Проблема вторая. Вероятно, многие помнят фразу из произведения «Евгений Онегин»: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…». Фактически еще Александр Сергеевич Пушкин обратил внимание на то, что школьная программа не соответствует реалиям жизни. В школьной программе много внимания уделяется гуманитарным наукам. Однако для создания конкурентоспособной экономики необходимы грамотные инженеры и специалисты технического профиля. Как следствие, российская наука и многие промышленные предприятия стратегического значения испытывают кадровый голод.  Многие инженеры и технические специалисты не отвечают современным требованиям и не способны в силу слабой подготовки, как в школе, так и в высших учебных технических заведениях создать конкурентоспособную продукцию.

Проблема третья. Мало получить хорошее образование. Даже высшее.
В промышленно - развитых странах охота за «светлыми» головами начинается еще в высших учебных заведениях.
В Российской Федерации имеется всего лишь несколько учебных заведений, которые подбирают себе и заманивают талантливую молодежь по такому принципу, а серьезные компании, даже коммерческие - по отзывам преподавателей.

В промышленно-развитых странах способная и талантливая молодежь может легко переезжать из города в город, арендовать жилье на свою заработную плату.

В России же доля арендной платы за жилье в доходах молодого специалиста значительно выше, нежели в промышленно-развитых странах.

Для сравнения. В Сингапуре молодой специалист может арендовать комнату за 400 – 700 американских долларов в месяц, а ВВП на душу населения при этом составляет около 50 тысяч долларов США в год.

В России, например, в Москве, аренда комнаты может обойтись в ту же сумму, а вот доходы молодого специалиста – около 30 – 40 тысяч рублей в месяц.

В итоге, на промышленных предприятиях России работают не самые лучшие специалисты и выпускают, соответственно, не самую лучшую продукцию, которая не выдерживает конкуренцию не то что на мировом рынке, а даже на отечественном.

Проблема четвертая. На многих предприятиях, даже государственных и оборонного комплекса на вышестоящие должности назначаются по принципу «свой - чужой». Несмотря на федеральный закон о государственной службе, в соответствии с которым при назначении на вышестоящие должности должны проводиться конкурсы, фактически на вышестоящих должностях оказываются «свои да наши». Как следствие, на руководящих должностях оказываются не самые лучшие по профессиональным качествам, а самые приближенные к руководству. На эту тему есть поговорка: «Чем дурак круглее – тем дальше катится».

В итоге, талантливая молодежь и лучшие инженеры уезжают на запад, прекрасно осознавая, что без завязок в руководстве у них нет шансов пробиться на вышестоящие должности, и им на всю жизнь уготована роль ишака возить дураков и «хитрованов», которые волею случая оказались на руководящих должностях.

Но это всего лишь вершина айсберга. Существует еще целый комплекс проблемных вопросов, из-за которых российская экономика оказалась неконкурентоспособной, а ее внешний долг - огромным.

ИМХО
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments