«Настоящей статьей на территории Российской Федерации вводится государственная монополия на производство этилового спирта», - в такой редакции предлагается изложить статью 4 Федерального закона №171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта».
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, Нилов считает, что таким образом удастся достичь двух целей: уменьшить количество некачественного алкоголя на рынке и увеличить поступления в бюджет на 400-500 млрд рублей в год. Депутат ссылается на опыт царской России и СССР, где доля бюджетных поступлений от производства и торговли алкоголем достигала 30% и 20% соответственно.
Правда, в Российской империи большую часть XIX века и весь XX век, вплоть до революции, государственная монополия распространялась не только на спирт, но и на все спиртные напитки, то есть доходная база была намного больше. Производить алкоголь как раз могли частники, но он весь скупался казной и продавался только государством. В СССР, соответственно, производство алкоголя тоже целиком принадлежало государству, как и вся промышленность.
Внесенный Ниловым законопроект, кажется, предусматривает более либеральное регулирование, но содержит не вполне понятный пункт:
«Юридические лица - участники правоотношений, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, не являющиеся организациями, осуществляющими производство этилового спирта в соответствии с пунктом 23 статьи 2 настоящего Федерального закона, не имеют права осуществлять оборот этилового спирта, а также производство алкогольной и спиртосодержащей продукции, произведенной иными организациями, кроме указанных в пункте 23 статьи 2 настоящего Федерального закона».
При желании это можно понять так, что вообще торговать можно будет только алкоголем, произведенным государственными компаниями.
Slon ждет разъяснений по этому пункту от автора законопроекта.
Даниил Александров
Источник: slon.ru