gornomari (gornomari) wrote,
gornomari
gornomari

Categories:

Юрий Ерофеев: «Листая страницы истории, или «Марий Ушем» - подлинно народное движение мари»

Инфоцентр FINUGOR представляет статью исполнительного директора землячества Марий Эл в Москве Юрия Ерофеева, посвященную истории марийских национальных общественных организаций. Видный представитель Всемарийского движения доказывает, что подлинно народной является старейшая марийская организация «Марий Ушем».

*                                    *                                   *

Господин «Вачис» в комменте от 25.02.2014г. к статье М. Долгова «Мы приветствуем сотрудничество с марийцами Башкортостана» пишет: «6 января 1918 г. в г. Казани был создан «Центральный Союз Мари». По моему мнению, это и есть настоящая организация». Так ли это?

Действительно, в резолюции I Всероссийского съезда мари от июля 1917г. говорилось о том, что для координации действий и общего руководства национальными движением необходимо создать центральный орган, поскольку разрозненные «Мари Ушемы» работают несогласованно и не так эффективно, как хотелось бы.

Согласно этому 22 октября 1917г. на собрании проживающих в Казани мари было решено образовать (по аналогии с татарским)  Центральный Союз Мари. Само учредительное собрание состоялось 6 января 1918г. также в Казани, где спустя неделю был избран исполком ЦСМ и принят его Устав, главной целью которого было объявлено «повышение культурного уровня мари, пробуждение гражданского и национального сознания, улучшение экономического положения, принятие мероприятий по здравоохранению и т.д.».

Действие Устава должно было распространяться на регионы более или менее компактного проживания представителей народа мари, включая Сибирь.  То есть, какой–либо перекройки существующих в то время территориально–административных границ не подразумевалось. Не содержалось в Уставе и целей захвата и установления своей власти.

Таким образом, Центральный Союз Мари изначально выступал не более чем координационным органом, венчая собой завершающую стадию оформления марийского национального движения из имеющихся уже разноуровневых общественных структур в лице местных (деревенских, сельских) ячеек «Мари Ушемов», а также волостных национальных Советов мари и уездных, губернских собраний, в немалой степени отличающихся друг от друга. Более того, значительная часть волостных Советов мари имела свои собственные Уставы, а значит и определенную самостоятельность. Например, Устав волостного Совета мари Царевококшайского уезда Казанской губернии отличался от Уставов аналогичных организаций мари Вятской губернии тем, что в нём предлагалось выдвигать в Совет и, особенно, в его Исполком преимущественно образованных людей, то есть интеллигенцию. Это в последующем, особенно в 30-е годы, некоторым давало повод утверждать о «буржуазно-националистическом характере деятельности лидеров марийского национального движения 1917-1918г.г.»

Принципиально иным  был подход и к вопросу распределения денег из общественной казны. Так, Устав вятских «мариушемовцев», разработанный П.П. Глездневым в октябре 1917г., предполагал выделение 60% денежных средств на местные нужды, 40% использовать на дела волостных, уездных и губернских советов мари. В то время, как в Царевококшайском уезде волостные Советы, собирая согласно Уставу взносы с населения непосредственно сами, тем не менее, деньги на необходимые расходы получали уже из кассы уездного Совета.

Различия имелись и в других вопросах организационного строительства. Например, достигнутый благодаря В.М. Иванову (председатель Бирского общества) авторитет уездного «Мари Ушем» был так высок, а его деятельность настолько активной, что вопрос об образовании самостоятельных «мариушемовских» структур  в Уфимской губернии практически не стоял. Все местные ячейки являлись лишь филиалами Бирского «Марий Ушема» и руководствовались практически единым Уставом. Не случайно именно в г. Бирске и был проведен I Всероссийский съезд мари.

Поэтому не замечать или отрицать дату непосредственного зарождения первых «Марий Ушемов» (март 1917г.) в пользу даты образования Центрального Союза мари (январь 1918г.), на мой взгляд, не следует. Тем более, что ЦСМ в качестве координационного органа просуществовал чуть более одиннадцати месяцев, после чего был ликвидирован как не отвечающий «революционным чаяниям пролетарских слоев и трудового крестьянства мари в силу занимаемой политической (в основном эсеровской) платформы его руководителями».

К тому времени при новых, большевистских органах власти -  исполнительных комитетах Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов стали создаваться марийские отделы и секции. А в Москве в народном Комиссариате по делам национальностей был образован Центральный отдел мари, призванный, в том числе, защищать интересы граждан и народа.

В результате подобных преобразований вопросы нацстроительства были переложены с общественности на плечи государственных органов Советской власти, и потребность в «Марий Ушемах» стала угасать, хотя некоторая часть их какое-то время продолжала решать культурные, образовательные и просветительские задачи, преобразуясь затем в иные разнопрофильные общественные формирования. Не стоит забывать и о том, что образование, становление и завершение деятельности «Марий Ушемов» пришлись на годы двух революций 1917 года (Февральской и Октябрьской), характер которых в полной мере отразился на их дальнейшей судьбе. Шла жестокая борьба за власть, борьба за умы и настроения народных масс. А впереди уже маячила гражданская война.

Тем не менее, историческое значение «Марий Ушемов» в деле пробуждения национального самосознания марийского народа, освободившегося  от гнета царской реакции огромно. За неполные два года существования (1917-1918г.г.) ими было сделано столько, сколько  было неподвластно даже прошедшим столетиям. При этом главным, на мой взгляд, являлось то, что граждане мари получили первые практические навыки строительства новой жизни, причем в рамках широкой демократии, овладения опытом культурничества и хозяйствования в больших и малых масштабах, а также организации активной общественной деятельности.

Безусловно, «Марий Ушемы» были неоднородны по сословной принадлежности своих членов и сторонников, по уровню их образования, религиозным и политическим воззрениям, по возрастному, гендерному составу и т.д. Здесь много было революционной романтики, иллюзорных надежд, но присутствовал и житейский прагматизм.

Так что, если бы даже дело не дошло до создания Центрального Союза мари, все равно функционирующие первичные, волостные, уездные и губернские образования «Марий Ушемов», особенно имеющие свои Уставы, были вполне полноценными общественными структурами, действующими в пределах соответствующих  территорий и полномочий.

Попытки принизить их роль и значение, рассматривая в усеченном виде – это неправильно не только с точки зрения историографии, но и нечестно перед памятью тех, кто в массовом порядке был вовлечен в их деятельность, зачастую не дожив до дня образования самого ЦСМ. Тем более, что одна из первых «мариушемовских» организаций была создана в марте 1917г. среди солдат и младших офицеров – мари Уфимского гарнизона, значительная часть которых была отправлена на продолжающуюся империалистическую войну. И в отношении к ней, например, I съезд мари был полностью солидарен с Временным правительством. В резолюции съезда можно найти слова «принять самые активные меры против дезертиров»,  «продолжать войну до победного конца» и т.д.

Что касается публичного, общественно – политического признания (реабилитации) «Мари Ушемов» образца 1917 – 1918г.г., на чем настаивает «Вачис», то оно состоялось тоже в советское время (ноябрь 1989г.) на основе принятого объединенным пленумом Марийского отделения ВООПИК, Марийского отделения общества «Мемориал» при поддержке партийно – советских органов МАССР решения о возрождении «Марий Ушем» в качестве межрегионального общественного объединения.

И совершенно напрасно беспокоится уважаемый «Вачис» по поводу якобы отсутствия легитимизации данной старейшей марийской организации. «Марий Ушем», проросшее с самых низов после февраля 1917г. как массовое, подлинно народное движение, ныне, как никакая другая общественная структура, органично вписывается в постсоветскую действительность как ячейка нового гражданского общества, как носительница демократических идей, далеко нереализованных до сих пор, сохраняющая преемственность исторических поколений.

Но искусственно созданное в 1996г., причем «сверху», межрегиональное общественное движение «Марий мер канаш», будучи неудачным проектом, отбросило поступательное развитие «Марий Ушем» почти на целых 15 лет. А теперь, оказавшись в руках  сторонников маркеловского режима, «Мер канаш» ведет фактическую войну против своих прародителей. Не замечать этого может только глупец или лицемер, кои, к сожалению, встречаются среди пользователей интернета. Замирение между ними возможно лишь тогда, когда будут устранены условия, порождающие конфликт. Или когда большинство региональных и местных организаций отвернется от компрадорского т.н. «Всемарийского Совета» - прикрытия маркеловского правительства, находясь у него на иждивении.

А посему задачу сохранения и преумножения авторитета нынешних «Марий Ушемов», сохранивших верность исторической традиции, следует рассматривать и с позиций бережного отношения к ним как к народному достоянию и общественному творчеству масс. Это должны понимать все: и непосредственные члены, активисты марийского национального движения, и чиновники разных уровней, и рядовые граждане – патриоты своего народа.

P.S.  Прошу извинить за столь развернутый ответ, основанный на материалах марийских историков К.Санукова, Р.Чузаева и иных источников. Погружение в прошлое организационного строительства «Марий Ушемов», особенно в преддверии их 100–летия, крайне полезно. Впечатляют и восхищают энергетика, масштабы и темпы их создания, практическая деятельность с точки зрения глубины и разнообразия решаемых задач, а также неистребимая вера в прогресс первопроходцев народа мари. И когда видишь, как нынешние организации годами ничего подобного не в состоянии сделать, то становится как-то грустно.

http://finugor.ru/

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments