gornomari (gornomari) wrote,
gornomari
gornomari

Марий Эл вошла в пятерку регионов России имеющих самые слабые инвестиционные показатели в 2013 году

27 февраля 2014 года глава Марий Эл провел совещание по вопросу создания благоприятного экономического климата и дальнейшей инвестиционной политике, проводимой в регионе. «Задачи, которые я вижу перед собой, - создать в республике благоприятный экономический климат. Это сложно, потому что сегодня существует много контролирующих инстанций, и бизнес по-разному воспринимает их проверки» - заявил Леонид Маркелов.

В очередной раз глава республики попытался обвинить правоохранительные органы во всех своих неудачах и скандалах, связанных с экономическим развитием Марий Эл. Безусловно, в России существует проблема необоснованных экономических проверок и бюрократических придирок проверяющих структур в отношении бизнеса. Однако в Марий Эл, так называемые инвесторы, особо приближенные к Леониду Маркелову, чувствуют себя настолько вольготно, что даже нарушают федеральные законы.

Ярким тому подтверждением является ситуация с агрохолдингом “Акашево”. Эксперт общественного комитета по борьбе с коррупцией в Марий Эл Александр Фридом получил официальный ответ от заместителя военного прокурора Казанского гарнизона А.Ю. Терехова, о том что при реализации ряда экономических проектов (строительство птичников) олигарха Николая Криваша были нарушены федеральные законы и создана угроза национальной и военной безопасности страны (угроза крушения военных самолетов). К сожалению, прокуратура РМЭ вот уже как четыре месяца не может предпринять никаких мер, по устранения нарушения федеральных законов на территории Марий Эл, которые выявили их коллеги из военной прокуратуры Казанского гарнизона.

Так называемые инвесторы Леонида Маркелова прославились не только тем, что нарушают федеральные законы, но и являются виновниками крупных экономических скандалов, выходящих на международный уровень. Наглядным примером тому, является деятельность сотрудников и партнеров агрохолдинга “Акашево”.

Информационно-аналитический портал “Голос ислама” (http://golosislama.ru/news.php?id=21743) опубликовал статью, в которой подробно описывает как сотрудники и партнеры куриного олигарха Николая Криваша, незаконно используют в своих экономических интересах, логотип и бренды Islamic Chamber Research and Information Center (ICRIC) при Торгово-промышленной палате Ирана. Власти Ирана уже обратились в государственные органы России с требованием, пресечь незаконное использование логотипов и брендов сотрудниками и партнерами агрохолдинга “Акашево”.

Кроме того, выяснилось, что МВД города Воронеж проводит расследовании мошеннических действий, которые совершил один из партнеров агрохолдинга “Акашево” – гражданин Марокко Абдессалам Рхазза (http://no-korrupcia.livejournal.com/40702.html).

Особо отметим, что Туктаров Ибрагим блокадник Ленинграда написал заявление в МВД о том, что Абдессалам Рхазза организовал избиение ветерана Великой Отечественной Войны, когда тот усомнился в законной деятельности партнеров куриного олигарха Николая Криваша (http://www.ansar.ru/analytics/2014/01/27/47190).  

И вот такие люди, с крайне сомнительным прошлым являются одними из самых серьезных инвесторов Леонида Маркелова!

Подчеркнем, что эксперты крайне низко оценивают уровень и качество инвестиционной политики, которую проводит глава Марий Эл. Обратимся к конкретным данным. В декабре 2013 года Национальное рейтинговое агентство, аккредитованное при Министерстве финансов Российской Федерации, подготовило подробный доклад по всем регионам России.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2013 года показал наличие двух ярко выраженных причин, позволяющих регионам быть привлекательными для инвесторов.

Первой причиной является обладание региона базовыми преимуществами, привлекательными для инвесторов. К таким базовым характеристикам относятся прежде всего богатые запасы природных ресурсов, столичный статус и выгодное географическое положение.

Второй причиной роста инвестиционной привлекательности региона является целенаправленная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, способствующей привлечению крупных инвесторов и развитию бизнеса. Регионам, ведущим такую работу, удалось войти в число регионов с высокой инвестиционной привлекательностью, хотя многие их ближайшие соседи, обладающие аналогичными «стартовыми позициями» получили средний или умеренный рейтинг. Кроме того, высокие оценки нескольких регионов обусловлены комбинацией двух названных причин (например, в случае Татарстана).

К сожалению, Марий Эл не обладает базовыми преимуществами (ресурсы) и в регионе фактически отсутствует эффективная и целенаправленная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Инвестиционная привлекательность региона определяется в рейтинге НРА как совокупность факторов, влияющих на целесообразность, эффективность и уровень рисков инвестиционных вложений на территории данного региона. Эти факторы являются активным фоном для всех инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона, влияют на риск и доходность данных проектов.

Инвестиционная привлекательность региона складывается из нескольких факторов, каждый из которых может быть оценен с помощью подбора для него прокси-переменных. В рейтинге Национального Рейтингового Агентства рассматриваются семь факторов региональной инвестиционной привлекательности:

1)      Обеспеченность региона природными ресурсами и качество окружающей среды в регионе: наличие в регионе основных видов природных ресурсов (в том числе топливно-энергетических), уровень загрязнения окружающей среды, возможности очистки стоков и переработки отходов производства.


Природными ресурсами Марий Эл фактически не обладает, но в регионе низкий уровень загрязнения окружающей среды. Правда глава республики прилагает серьезные усилия, чтобы в регионе возникли проблемы с окружающей средой. Ярким тому подтверждением является скандальная ситуация со строительством полигона химических и особо опасных отходов в Горномарийском районе. К данной экологической проблеме даже подключились международные экологические движения и правозащитники (http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2013/1371130853.13).

2) Трудовые ресурсы региона: основные характеристики трудовых ресурсов региона, в том числе численность экономически активного населения, уровень занятости и безработицы, объем предложения квалифицированной рабочей силы, а также производительность труда. Наиболее квалифицированные рабочие и специалисты бегут из Марий Эл в другие регионы. Заработная плата в республике одна из самых низких в Приволжском Федеральном Округе.

3) Региональная инфраструктура: уровень развития и доступности как «жесткой», так и «мягкой» инфраструктуры.  В понятие «жесткой» инфраструктуры включается транспортная, энергетическая, телекоммуникационная, жилищная инфраструктура. «Мягкая» инфраструктура включает в себя несколько составляющих, из которых с точки зрения инвестиционной привлекательности наибольшее значение имеет финансовая инфраструктура.

Что касается «жесткой» инфраструктуры то в Марий Эл наблюдаются серьезные проблемы в сфере ЖКХ, а проблема транспортных перевозок вышла даже на уровень администрации Президента России! Трудовые коллективы автобусного и троллейбусного парка пишут один за другим открытые письма Президенту Росси с просьбой не допустить банкротства и развала этих крайне важных для столицы РМЭ предприятий.

Финансовая ситуация в Марий Эл это отдельная и грандиозная проблема, о которой можно написать целое научное исследование! Согласно отчету Министерства финансов РМЭ (по данным официального сайта правительства республики) долг региона на 1 января 2014 года составляет 8 млрд. 944 млн. 739,8 тыс. рублей. На 1 января 2001 года размер государственного долга Марий Эл составлял 459 млн. 326 тыс. рублей. Таким образом, долг республики вырос почти в 20 раз и составил более 90% налоговых и неналоговых доходов бюджета. А это превышает в два раза экономически безопасный уровень долга, определенный Правительством Республики Марий Эл.

По данным о погашении государственных заимствований РМЭ, опубликованных на официальном портале Министерства финансов Марий Эл, долгосрочные кредиты, которые бездумно понабирало правительство Леонида Маркелова, будут выплачиваться в течение 20 лет – до ноября 2033 года! Фактически, долги, которые наделало руководство региона, перейдут в наследство внукам жителей Марий Эл!

Особо отметим, что руководит всей финансовой сферой Марий Эл семейный клан во главе с министром финансов Гульфии Габдул-Бариевой, которая назначила на многие ключевые посты в министерстве своих родственников (http://no-korrupcia.livejournal.com/41776.html).

4) Внутренний рынок региона (потенциал регионального спроса): уровень развития внутреннего рынка региона (в том числе масштабы секторов розничной торговли и платных услуг), располагаемые доходы и покупательная способность населения региона. О какой покупательной способности можно говорить в республике, если более 25% жителей Марий Эл имеют доходы ниже прожиточного минимума!

5) Производственный потенциал региональной экономики: совокупные результаты и особенности экономической деятельности предприятий, уже работающих в регионе (объем и динамика производства, размер активов, их качество и эффективность их использования). Ярким примером “крайне эффективной политики” в сфере производства Леонида Маркелова является банкротство Марийского НПЗ и вывод миллиардов рублей кредитов, полученных под гарантии правительства республики, в оффшорные зоны!

6) Институциональная среда и социально-политическая стабильность: экспертная оценка эффективности регионального законодательства, регулирующего взаимодействие власти и инвесторов, экспертная оценка благоприятности регионального налогового законодательства (наличие налоговых льгот и возможности их получения), уровень социальной и криминальной напряженности в регионе. Социально-политическая стабильность в Марий Эл сохраняется лишь благодаря дотациям и субсидиям со стороны Москвы. Как только федеральный центр, перестанет или ослабит финансовую помощь республики, которая находится в предбанкротном состоянии, так сразу начнутся массовые выступления. По данным социологических опросов, проведенных Фондом “Общественное мнение”, более 30% жителей Марий Эл готовы принять участие в акциях протеста.

7) Финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона: состояние государственных финансов в регионе (сумма налоговых поступлений, сбалансированность бюджета, региональный государственный долг), а также оценка финансового положения предприятий региона (прибыльность (убыточность) фирм, состояние кредиторской и дебиторской задолженности организаций, наличие инвестиционных ресурсов).

Для оценки перечисленных семи факторов специалистами НРА был составлен набор из 53 показателей (прокси-переменных). Показатели, используемые в методике НРА для оценки факторов инвестиционной привлекательности региона, можно разделить на три группы:

1) Статистические показатели традиционно используются для оценки большинства факторов инвестиционной привлекательности регионов. Источником таких показателей являются официальные публикации статистических органов, а также федеральных органов власти. В методике НРА используются данные, предоставленные Росстатом, Банком России, Генеральной прокуратурой РФ, Министерством финансов РФ, Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

2) Опросы предпринимательского сообщества позволяют оценить показатели инвестиционной привлекательности, не измеряемые количественно. В методике НРА используются результаты опросов, проводимых Росстатом в рамках обследования инвестиционной активности организаций. В этих опросах принимают участие руководители организаций из всех регионов России, которые выделяют ключевые внутренние и внешние факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность.

3) Экспертные оценки применяются при изучении факторов инвестиционной привлекательности региона, статистика по которым не ведется или не публикуется в открытом доступе. В методике НРА экспертные мнения используются для оценки качества институциональной среды и уровня социально-политической стабильности. Экспертные оценки выставляются аналитиками НРА и независимыми экспертами с помощью стандартизированной балльной шкалы.

Для определения относительной значимости отдельных факторов в итоговой оценке инвестиционной привлекательности был проведен опрос экспертов – представителей инвестиционного и научного сообщества (специалистов в области прямых и портфельных инвестиций, имеющих опыт работы с инвестиционными проектами в российских регионах).

Среди компаний, принявших участие в опросе – УК «БКС» (http://bcs.ru/am), Управляющая компания «ВИАЛЬДИ» (http://www.uk.vialdi.ru), «Газпромбанк — Управление активами» (http://am.gazprombank.ru), Группа компаний «ИСТ» (http://www.ict-group.ru), ИФК «МЕТРОПОЛЬ» (http://www.metropol.ru/index.wbp), Управляющая компания «КапиталЪ» (http://www.kapital-am.ru), НПФ «КИТ Финанс» (http://www.kitnpf.ru), Управляющая компания "Либра Капитал" (http://www.libra-am.ru), Группа Компаний ПИОНЕР (http://pioneer.ru), НПФ «Телеком-Союз» (http://www.npfts.ru), также в исследовании участвовали ведущие сотрудники Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (http://www.econ.msu.ru).

В итоге Марий Эл вошла в пятерку регионов России, имеющих самые слабые инвестиционные показатели (Группа IC8 - умеренная инвестиционная привлекательность - второй уровень). К сожалению, глава республики Леонид Маркелов вряд ли сможет улучшить инвестиционные показатели региона. Последние 10 лет социально-экономические показатели республики были одними из самых низких в России, а так называемые инвесторы, которых глава РМЭ лично приглашал в регион, оказывались зачастую авантюристами, с темным экономическим прошлым.

Михаил Долгов

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments