gornomari (gornomari) wrote,
gornomari
gornomari

Category:

О финансовом состоянии АПК

Несмотря на достигнутые успехи в отдельных отраслях отечественного агропромышленного комплекса (АПК), следует признать, что основной и чрезвычайно острой проблемой большинства сельхозтоваропроизводителей является сложное финансовое состояние и «сверхзакредитованность» предприятий, что в конечном итоге приводит их к банкротству.
Предусматривалось, что Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013- 2020 годы (далее – Госпрограмма) значительно улучшит состояние экономики АПК  и позволит выйти на те параметры к 2020 году, которые необходимы для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Однако Госпрограмма оказалась недостаточно сбалансированной по финансовым ресурсам, и Правительству Российской Федерации уже в 2013 году пришлось выделять дополнительные средства, чтобы не допустить существенного ухудшения социально-экономического состояния отраслей агропромышленного комплекса.
В настоящее время существует два новых негативных фактора. Это -вступление России в ВТО и ухудшение макроэкономических условий, которые привели к сокращению государственной поддержки аграрного сектора. В этих условиях продолжается рост импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, который увеличился за 10 месяцев 2013 года на 5,1%, или на 1,6 млрд. руб.
Значительной и чрезвычайно актуальной проблемой является закредитованность отечественных сельхозтоваропроизводителей. По оценке экспертов, по состоянию на 1 октября 2013 года, банками выдано кредитов АПК в объеме 826,28 млрд. рублей (121% к соответствующему периоду прошлого года), в том числе краткосрочных — 553,26 млрд. рублей (118% к соответствующему периоду прошлого года), инвестиционных — 273,02 млрд. рублей (124% к соответствующему периоду 2012 года).
Остаток ссудной задолженности ежегодно увеличивается, в основном это происходит из-за увеличения числа инвестиционных кредитов и периода возврата по ним. По состоянию на 1 октября 2013 года объем ссудной задолженности по кредитам АПК составил 1,93 трлн. рублей (117% к соответствующему периоду 2012 года).
В целом за годы реализации Госпрограммы в 2008-2012 годах удалось избежать кризиса неплатежей. Однако наблюдается рост просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций АПК. При этом возможность сельскохозяйственных организаций взять новые инвестиционные кредиты (займы) ограничена.
Некоторые предприятия и организации АПК имеют просроченную задолженность не только по основному долгу по кредитным договорам, но и по уплате процентов по ним. По экспертной оценке, удельный вес просроченной задолженности варьируется в пределах 5-7% от суммарного объема ссудной задолженности. По состоянию на 1 октября 2013 года объем просроченной ссудной задолженности по кредитам АПК составил 98,5 млрд. рублей (127% к соответствующему периоду 2012 года) (без учета Сбербанка России).
В этой связи, для недопущения массового банкротства предприятий АПК, необходимо в кратчайшие сроки предпринять меры финансовой поддержки и защиты, особенно учитывая новые реалии членства России в ВТО.
В целях дальнейшего развития агропромышленного комплекса и повышения его конкурентоспособности, а также укрепления финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей участники Парламентских слушаний рекомендовали Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, субъектам Российской Федерации:
1. Скорректировать Госпрограмму с учетом современного состояния отрасли, приоритетов развития и финансово-экономического положения предприятий АПК.
2. Обеспечить в первом полугодии 2014 года выполнение полного покрытия дефицита обязательств государства по субсидированию процентной ставки по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, выданным до 1 января 2013 года;
3. Провести финансовое оздоровление сельхозтоваропроизводителей, в том числе через создание специализированного Агентства по финансовому оздоровлению предприятий АПК.
4. Разработать совместно с Центральным Банком и банковским сообществом специальные условия кредитования сельхозпроизводителей; определить статус сельскохозяйственных земель как ликвидного залога; разработать механизмы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а также под залог товарного аграрного свидетельства (финансирование под будущий урожай);
5. Проработать механизм предоставления субсидий из федерального бюджета с учетом природно-климатических условий, плодородия земель субъектов Российской Федерации;
6. Проработать вопрос об освобождении от налогообложения акцизом на бензин и дизельное топливо, приобретаемое сельскохозяйственными товаропроизводителями для производства сельскохозяйственной продукции.
Считаю важным дополнить предлагаемые рекомендации следующими предложениями к Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию и субъектам Российской Федерации:
1) об увеличении погектарной поддержки агропромышленного комплекса в 2014 году на 10 миллиардов рублей;
2) о разработке проекта изменений в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» о приравнивании дистрибьюторов торговой сети к торговым сетям в части запрета для них осуществления недобросовестных практик по отношению к поставщикам продовольственных товаров;
3) о проведении анализа законодательства о сельскохозяйственном страховании в целях создания условий для обеспечения выплат в надлежащие сроки страхового возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Лисовский Сергей Федорович, http://council.gov.ru
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments