gornomari (gornomari) wrote,
gornomari
gornomari

«Блины для Бога» увидели московские мари к Дню марийской письменности

В Москве в Венгерском культурном центре 6 декабря состоялся вечер землячества Марий Эл, посвященный Марий Тиште кече (Дню марийской письменности). В рамках вечера прошел совместный просмотр этнографического фильма «Блины для Бога», который представила его автор – докторант Тартуского университета (Эстония) Татьяна Алыбина.
Что есть письменность и каковы предпосылки ее возникновения – этим вопросам было посвящено выступление члена Российского философского общества, заместителя главного редактора «Философской газеты» Александра Зенкина.
По его мнению, марийская письменность ведет свой отсчет не со дня появления первой марийской грамматики 10 декабря 1775 года, и даже не со времен бытования тиште – старинной иероглифической знаковой системы, а с гораздо более древней эпохи наскальной живописи, с помощью символов которой человек старался понять, объяснить и изменить мир вокруг себя. Эти культурные коды переданы в числе других моделирующих систем в своде марийских орнаментов, потому мари всегда очень внимательно относятся к точности воспроизведения орнамента и его расположению. В пользу древности марийской письменности говорит и то, что глагол «возаш» (писать) относится к первым векам новой эры. Величайшим феноменом человеческой мысли является книга, где единство графической системы и мира воображения позволяет не только понимать и воссоздавать окружающий мир, но и тиражировать передачу собранной информации.
Эта же тема бережного отношения к наследию предков была продолжена фильмом «Блины для Бога» Т.Алыбиной и художницы Рийны-Ингель Кескпайк. Фильм снимался в ходе сбора исследовательских материалов в семье марийского карта (священнослужителя Марийской традиционной религии) из Моркинского района Марий Эл.
Неспешно и бережно фильм разворачивает картину подготовки к молению на горе Чумбылата, одного из почитаемых святых марийского пантеона богов и героев. С документальной точностью и в то же время объемно и красочно показана каждая деталь приготовления: покупка картом вместительной посуды в сельском магазине, варка женщинами особого напитка из свеклы, яблок и щепотки ржаной муки, выбор домашней птицы для совместной благодарственной трапезы. В самый день молебна на ранней зорьке жена карта приступает к выпечке особого хлеба и румяных блинов, традиционно приносимых в священную рощу.
Московские земляки весьма положительно оценили первый опыт молодого этнографа, отметив, что язык кинематографа позволяет раскрыть малоизвестные грани марийской традиционной религии для широкой многонациональной аудитории.

Елена Минилбаева - для Инфоцентра FINUGOR
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments