gornomari (gornomari) wrote,
gornomari
gornomari

Местное самоуправление получит новые источники дохода

Развитие местного самоуправления в России является одной из главных составляющих модернизации страны. Однако существуют проблемы, препятствующие реформе. И первая из них — финансово-экономическая слабость муниципальных образований.

Доходы местных бюджетов не позволяют муниципальным образованиям исполнять их обязательства. Спектр полномочий за последнее время существенно расширился, соответственно, разрыв между необходимым и имеющимся в муниципальном распоряжении объемом финансовых средств увеличился.

Вызывает много вопросов не только уровень наполненности местных бюджетов, но и их структура. В 2011 году они на 2/3 состояли из субсидий, дотаций и субвенций, а местные налоги (земельный и налог на имущество физических лиц) дали не более 4% доходов. Это ориентирует муниципальных руководителей не на решение потребностей жителей, а на выстраивание «правильных» отношений с региональными чиновниками и иждивенчество. Местное самоуправление оказывается отключено от процессов управления и развития экономики территории.

Чтобы правильно скорректировать бюджетную политику, нужно руководствоваться принципом: за местными бюджетами закреплять те налоги, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы местного самоуправления. Необходимо понимать, сколько средств нужно местному самоуправлению для эффективной работы.

В 2003 году, когда разрабатывался проект базового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», расходы местных бюджетов 2012 года были оценены примерно в 4,9 трлн руб. Но в 2011 году доходы местных бюджетов составили только 2,9 трлн руб.

Недавно правительство России разработало план повышения уровня доходов местных бюджетов, который будет реализован в два этапа.

Первый предусматривает перераспределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в пользу муниципалитетов в течение 2012—2014 годов. Закон, вносящий соответствующие изменения в Бюджетный кодекс, на прошлой неделе был принят Государственной думой.

Согласно данному закону с 2013 года суммы штрафов за несоблюдение правовых актов органов местного самоуправления в полном объеме будут перечисляться в муниципальные бюджеты. В полном объеме с 2014 года в бюджеты городских округов будут поступать доходы от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Также городские округа смогут получать в полном объеме средства от продажи права на заключение договоров аренды и продажи данных земельных участков. В настоящее время в бюджеты городских округов зачисляется только 80% данных доходов.

С 2014 года в местные бюджеты перейдут отчисления от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла. Нормативы данных отчислений должны устанавливаться региональной властью исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения. Общий объем таких отчислений в муниципалитеты должен составлять не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта России от указанного налога. 15% от суммы, зачисляемой в федеральный бюджет за негативное воздействие на окружающую среду, перейдет на уровень местного самоуправления. В действующем законодательстве закреплены следующие нормативы: в федеральный бюджет поступает 20%, в региональные и муниципальные бюджеты — по 40%. После вступления в силу нового закона структура отчислений изменится: Российская Федерация будет получать 5%, субъекты — 40%, а муниципальные образования — 55%. Эти правила вступят в силу в 2016 году.

Помимо этого, сейчас в Думе на рассмотрении находится законопроект, предусматривающий введение местного налога на недвижимость взамен земельного налога и налога на имущество физлиц. Его планируется взимать на основе оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. В результате доходы местных бюджетов увеличатся в 1,5 раза.

Также в нынешнюю сессию Госдума внесла изменения в Налоговый кодекс, которые включают в число объектов обложения земельным налогом ограниченные в обороте земельные участки, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможенных нужд. Их налоговая ставка будет устанавливаться муниципальными органами, но не сможет превышать 0,3% кадастровой стоимости земельного участка.

После реализации данных мер, мы перейдем ко второму этапу укрепления финансовой базы муниципалитетов — его реализация пройдет в 2015—2018 годах. Запланированные в рамках этого этапа меры пока не внесены в Думу в качестве законопроектов.

На этом этапе на муниципальный уровень предлагается передать часть отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 35% (на данный момент они в полном объеме поступают в бюджеты субъектов страны). Из них в бюджеты муниципальных районов будет поступать 20%, а в бюджеты поселений — 15% отчислений от этого налога.

Также планируется расщепление доходов от транспортного налога между бюджетами субъектов России и местными бюджетами. Органы местного самоуправления в полном объеме будут получать доходы от транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами. Поступления между типами муниципальных образований будет распределен поровну между бюджетами поселений и муниципальных районов. В то же время региональные бюджеты должны будут получать доходы от транспортного налога, уплачиваемого организациями.

Насколько успешной будет дискуссия по расширению автономии муниципальных администраций — покажет время.

Виктор Кидяев, председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments