gornomari (gornomari) wrote,
gornomari
gornomari

Category:

Юрий Ерофеев о статье Анатолия Радыгина: в огороде бузина, а в Киеве дядька

Пришлось по нескольку раз вдоль и поперек, чуть ли не с карандашом в руке, перечитать «бойкую» статью удмуртского марийца – общественного деятеля А.И. Радыгина, чтобы понять изложенную в ней суть в рамках традиционной фабулы, когда автор в начале залпом излагает свою откровенную позицию, чтобы, если надо, пригвоздить оппонента, привлекая при этом образную лексику, а затем  перечисляет свои примерные успехи, дабы в заключение сделать обобщающие выводы. Так было и на этот раз. Безусловно, отмечая информационную полезность статьи, тем не менее, позволю себе с чем-то не согласиться.

Первое. Значительная часть положительных примеров, приведенных автором, никакого отношения к МОД «Мер каҥаш» не имеет. Если бы тема статьи касалась дел, характеризующих создание и становление марийских национально-культурных автономий местного и регионального уровня, то с точки зрения географии и темпов структурирования, несомненно, всю проделанную работу можно оценить как успешную.

Но НКА, будучи по форме общественной организацией, профильным законом отнесена к виду общественного объединения. То есть, национально-культурная автономия может входить в состав ассоциаций (союзов), но как вид общественной структуры не может вливаться в общественные движения. Правда, члены НКА (российские граждане, достигшие 18 лет), как физические лица могут одновременно состоять в десятках организаций, и никто за это не имеет права их порицать.

Так что подавать их в контексте действий МОД «Мер каҥаш» - это значит не понимать разницу между двумя общественными образованиями и законами, на базе которых они созданы. Хотя в рамках представления общей картины развития марийского национального движения в самый раз. То, что «своим ходом», можно сказать, на голом энтузиазме вызревает каркас Федеральной НКА мари – это крайне похвально.

Но Вы, уважаемый Анатолий Ильич, почему-то не приводите примеры создания и деятельности на местах региональных общественных отделений МОД «Мер каҥаш». Будь они, нет слов,  я бы аплодировал! Но их как не было, так и нет…  Как не было нормальных полноценных отчётно-выборных кампаний в субъектах РФ, так и нет… Как не было у МОД «Мер каҥаш» итогов конференций, венчающих демократическую вертикаль отчётно-выборной процедуры, так и нет…. Вместо этого незаконно используется статус «съездов марийского народа», хотя это абсолютно другой формат (?). И такие казусы я мог бы перечислять и дальше.

Так что в этом плане никакой центр относительно самого движения «Мер каҥаш» никуда не смещается. Он, как был, так и остался на том же месте. Вы же сами пишете, говоря о делах нижегородских марийцев, «жаль, что они не вошли в состав Совета Ассоциации (имея в виду ООД АФУН РФ). Как было объявлено с трибуны съезда (сентябрь 2013 г., г. Саранск) здесь нет регионального отделения Ассоциации АФУН. Урок на будущее». Однако сделанный упрек в полной мере следует адресовать и МОД «Мер каҥаш», и, более того, к самой Удмуртии. А есть ли в республике положенное по Уставу движения региональное отделение, созданное по полной процедуре?

В какой-то степени статья «Ильича» - это порхание бабочки, а возможно, полёт шмеля над богатой, но далеко не вспаханной общественной флорой и фауной. Радуясь появлению марийских школ и сельских клубов в Татарстане, я не буду требовать ответа на вопрос: а могли бы они появиться, скажем, и без наличия национально-культурных автономий? Лично мне почему-то кажется, что «да», ибо в Татарстане, как нигде в РФ, проявляется внимательное отношение к национальным меньшинствам. По состоянию на 01.01.2013 года татарами в масштабах России было создано 18 региональных автономий и 23  местные НКА в 37 субъектах РФ. Непосредственно в самом Татарстане нашли  «приют» НКА 24 этнических общностей, чего не скажешь про Марий Эл (3 – татары, украинцы, евреи).

Не могу не заметить, что, по мнению Радыгина, примером «удачной работы кировских марийцев является то, что «семь их посланцев работали на съезде в Саранске….  А Лариса Яковлева по их предложению вошла в состав Совета Ассоциации (АФУН РФ)».  А вот московских мари вот уже восемь лет по причине неблагонадежности не пускают на съезды и конгрессы финно-угров?! Ни в качестве делегатов, ни в роли наблюдателей…

Дело доходит до абсурда. Минкультуры РМЭ посылает в департамент правительства Москвы письмо, в котором просит чиновников, чтобы московское землячество избрало делегатов на съезд «марийского народа» (читай, на конференцию МОД «Мер каҥаш»), а заодно сообщило организаторам данные на своих посланцев. То есть, обращаются не к нам напрямую, а через посредников. Вместо уважения, мы видим верх цинизма. За все время мы от минкультуры получили (по нашей инициативе) пять грамот и благодарностей. Нас обошли памятными знаками, изготовленными в честь 100-летия со дня рождения Й. Кырли. Недавно, случайно узнав, что активистам-общественникам будут вручаться памятные медали в связи со 125-летием со дня рождения С. Чавайна, мы на свой страх и риск направили наградные материалы в Йошкар-Олу. Однако, «выгорит» ли нам что-то, не знаем…

Вот уже целый год московским землячеством руководит Ф.М. Синяков, в прошлом школьный учитель М.З. Васютина, который в интересах налаживания делового сотрудничества письменно обратился к своему бывшему ученику с конкретными предложениями, в том числе помочь наладить контакты с постпредством.  Затем, не дожидаясь ответа, самолично позвонил постпреду А.А. Маклакову на предмет возможной встречи для беседы. Однако надежды наши рухнули, как и прежде нас встретила глухая стена.

Казалось бы, в титульной республике должны были радоваться появлению новой структуры в лице нашей межрегиональной ассоциации. Но на самом деле регистрация в силу внешнего давления затянулась более чем на два месяца (вместо одного).

Скоро наступит Юрьев день (26 ноября)! Возможно, к этой дате что-то и получим.  Так что, несмотря на все наши попытки, марийские власти не идут с нами на диалог!? Однако мы продолжаем верить в грядущие изменения.

В своей статье Радыгин в очередной раз расшаркивается перед министерством культуры РМЭ. Но у меня при этом невольно возникает вопрос: а почему хваленый Васютин как вице-премьер, курирующий сферу национальной политики  и годами «протиравший штаны» в составе исполкома  «Мер канаш», на правах его члена не мог любезно попросить общественников собраться вместе и разрешить наболевшие проблемы без публичной склоки? Разве дело, когда он как посторонний человек лицезрел безобразие с регистрацией Устава, особенно в яковлевские годы? Почему мы обязаны хвалить его за обязательные по должностному статусу дела, рассматривая их как некую благотворительность? Разве только М. Асессоров должен беспокоиться о формах обучения детей марийцев, живущих в Карелии, родному языку? Это является частью государственной политики, касаемой функций вице-премьера Марий Эл, и не надо Радыгину ответственность за состояние преподавания марийского языка в школах РМЭ и за ее пределами перекладывать только на А. Иванова. Всё это десятки раз Васютин мог порешать вместе со Швецовой и коллегами из регионов и без «Мер каҥаш» по примеру Татарстана и Башкортостана, про который В.П. Марков – председатель Международного Консультативного комитета финно-угорских народов в докладе на только что состоявшейся в Сыктывкаре международной конференции сказал: «в нетитульной для финно-угров Республике Башкортостан, где ведется обучение в школах на шести языках, а 14 языков народов РФ преподают как предмет - создана благоприятная ситуация для живущих там марийцев, удмуртов, мордвы». А то, что делается в данном направлении в РМЭ, крайне мало. Попытки А.И. Радыгина подсластить Васютину выглядят не только не убедительно, но и смешно, а точнее, по-лакейски.

Второе. В своих статьях Анатолий Ильич, как правило, не пользуется марийскими названиями межрегионального общественного движения и его рабочих органов, постоянно употребляя одно и то же словосочетание - «Всемарийский Совет». Однако многим не понятно, что под этим имеется в виду: то ли название МОД «Мер каҥаш», то ли наименование исполнительного органа,  а может, даже всего «съезда марийского народа»? Путаница в терминологии без привязки к марийскому оригиналу только вредит общему делу.

То, что он пишет касательно перемещения центра «Всемарийского движения» в регионы, имея в виду активизацию НКА, и одновременно данное событие увязывает с состоянием дел во «Всемарийском Совете» – это, на мой взгляд, не корректно. Происходящее сейчас в этносфере правильнее рассматривать в рамках общего марийского национального движения, имеющего своё начало в дореволюционную эпоху, и где «Всемарийский Совет» или «Мер каҥаш» в контексте нынешнего дня выступал бы лишь в качестве одного из элементов  в общей картине исторического процесса.

Причем, само адресное смещение центра за пределы РМЭ, безусловно, легче представить на примере одного-двух регионов, скажем Удмуртии, откуда сам Радыгин. Когда же мы говорим про регионы, каких множество, не забывая, что ещё имеются активные организации марийцев за рубежом, то в этом случае от смещающегося центра может остаться только пыль.

Радыгинский подход допустим был бы при условии наличия в «Мер каҥаш» региональных отделений. В любом ином случае юридически самостоятельные организации – это лишь возможный партнер по «цеху». Пытаться рассматривать их в рамках «Мер каҥаш» как единое целое, что на практике постоянно происходит, в том числе, в представлении Радыгина, - это почти что «насильственная их колонизация» (!).

То, что вокруг Радыгина сформировалась т.н. «семёрка» юридически состоявшихся организаций, включая НКА, которая уже проводит свои саммиты (пленумы), - это вполне адекватно, если исходить из того факта, что они, по сути,  никогда и не входили как положено в состав МОД «Мер каҥаш» на принципах и нормах ФЗ «Об общественных объединениях». Их просто с самого начала зачисляли оптом под лозунгами «национальной солидарности и целесообразности». А сейчас всю эту солидарность прорвало, общественные организации почувствовали себя уже субъектами права, а не объектом принуждения, и они законно позиционируют себя в качестве самостоятельных независимых игроков в этническом пространстве. Кстати, московское землячество в числе первых ощутило свою суверенную значимость.

Иллюзия об активности регионов зародилась и совпала с процессами вызревания федеральной национально-культурной автономии, поскольку исходя из принципа экстерриториальности, в самой Марий Эл их нельзя создавать по закону. Обманувшись этим, Радыгин в упрек «Мер каҥаш» приводит примеры регистрации РНКА и МНКА, а заодно критикует А.Н. Иванова за Устав.

В данной связи учредителей ФНКА хочу предостеречь от попыток объять необъятное, от неистребимого желания произвольно зачислять в свои ряды весь марийский этнос, основываясь на данных всероссийских переписей населения, не учитывающих сколько человек на момент ее регистрации являются гражданами, имеющими право состоять в рядах общественной структуры, за минусом детей, подростков до 18 лет, а также усопших лиц. Это важно и потому, что НКА по форме является организацией с фиксированным членством (!).

Появление экстерриториальной ФНКА при наличии МОД «Мер каҥаш», безусловно, создаст конкуренцию между ними с правом обладания съездами марийского народа и вызовет другие неожиданные последствия. Главное – не выходить за рамки закона. Хотя за примерами далеко ходить не надо. Так, нынешний «предводитель» российских финно-угров П.Н. Тултаев в совместной монографии с доктором исторических наук, профессором Кирдяшовым выдвинул несколько лет тому назад идею, что высшим органом ФНКА мордвы должен явиться съезд мордовского народа. Такая глупость могла родиться только в умах несусветных дилетантов (!).

Продолжая анализировать текст обращения «семерки» и последней статьи А.И. Радыгина, прихожу к любопытной мысли о том, что использование им понятий «Всемарийское движение», «Всемарийский Совет» позволяет автору балансировать между устоявшимся термином «марийское национальное движение» и статусом межрегионального общественного объединения, образованного еще во времена В.А. Пектеева под названием «Марий мер каҥаш» для соответствия требованиям федерального законодательства.

Думаю, Радыгин делает это вполне осознанно. Межрегиональный статус движения сужает претензии на «всемарийский», а точнее, «всероссийский» масштаб. Поэтому в вышеназванных текстах вместо МОД «Мер каҥаш» упорно легализуется термин-новодел «Всемарийское движение России», которое якобы «всё более ускоряет процесс своего развития и забравшиеся на трибуну (имеет в виду Ассоциацию) рискуют остаться без слушателей» (?!).

Читая всю эту галиматью, я иногда спрашиваю себя: а не болен ли «Ильич» манией величия, бонапартизмом и иными самоуверенно-вождистскими наклонностями, которые так и прут из него? Чего только стоит его фраза «не первый год нас зовут вперед, только никого из них я не вижу впереди, собирающих разбросанные камни, вернее, осколки национального движения марийцев России».

Да успокойся, йолташ - Буревестник! Никого достойнее тебя нет впереди среди сборщиков камней-осколков общественной империи под названием «Всемарийский Совет», которые и появились благодаря твоей раскольнической, фракционной деятельности! Не ты ли четыре года подряд занимал должность первого заместителя председателя Совета МОД «Марий мер каҥаш» во главе с «Оньыжихой» Яковлевой? Да и сейчас являешься членом президиума Совета движения. А может, возобладала обида на А.Н. Иванова, который не захотел видеть тебя в качестве одного из своих заместителей, и ты стал добиваться авторитета неформального лидера Всемарийского движения? Будь скромнее! Не торопись рядиться в одежды «всероссийского покроя» и не вводи людей в заблуждение!

Более того, откуда и когда появились злополучные «осколки движения»? Неужели за год председательства Иванова так быстро просел монолит Вашего с Л. Яковлевой архитектурного сооружения?

Что касается предложений об «амнистии» Василия Пектеева, Виктора Николаева, Владимира Козлова, то об этом нужно спросить их самих: согласны ли они в данное конкретное время иметь «решающий голос»? Думаю, недалек тот день, когда они получат не только общественный голос, но и достойную работу в РМЭ, чтобы не мыкаться в поисках заработка!

Тем не менее, уважаемый мной Анатолий Ильич в определенной степени начинает испытывать чувство вины. Все помнят, как совсем недавно в письме на имя Маркелова при оценке прошлой истории «Мер каҥаш» он клеймил позором марийских «националистов», среди которых были и вышеназванные лица. Теперь же пытается реабилитироваться перед ними. Так что имеет смысл продолжать, как говорится, «рихтовать» его совесть, чтобы политическое прозрение состоялось раньше ожидаемых событий, ибо потом все это будет уже без надобности.

г. Москва, 03 ноября 2013 г.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments