gornomari (gornomari) wrote,
gornomari
gornomari

Category:

Глава РМЭ вновь пытается раздуть этнополитический конфликт в Марий Эл через спойлер организации

Леонид Маркелов вновь пытается раздуть этнополитический конфликт в Марий Эл через спойлер-организации во главе с Ларисой Яковлевой.
Для справки: спо́йлер, англ. to spoil — «гадить», «отравлять», «портить»:

В боксе — противник, ведущий бой вторым номером, имеет своей целью не столько победить в матче, сколько выставить другого боксера неумелым, неподготовленным.
В политике — кандидат который оттягивает на себя часть голосов за другого кандидата со сходной программой, повышая тем самым шансы на победу кандидата с противоположной позицией по главным вопросам.
“подобные организации – это политические трупы, зомби, источающий зловонный запах грязных денег и движимые лишь силами некромантии проворовашихся бюрократов”. Александр Проханов
Глава Марий Эл Леонид Маркелов заявил, что мандат Владимира Шемякина предлагается передать Ларисе Яковлевой, которая должна активизировать национальные процессы в Марий Эл. В это же самое время “зашевелились” организации спойлеры, возглавляемые Радыгиным и Ассесеровом. Активизация деятельности спойлер организаций, которая началась по команде из администрации главы Марий Эл, может привести к серьезному межнациональному скандалу, который сейчас необходим Леониду Маркелову, чтобы остаться у власти в республике.
Причем эти псевдо общественники в очередной раз обратились к вопросам, в которых они не компетентны. Например, Михаил Ассесров (закончивший кафедру русского языка филологического факультета маленького регионального вуза) вдруг возомнил себя “экспертом” в области экономических процессов. “Горе-экономист” с филологическим образованием безапелляционно заявил, что все аналитические статьи полковника Службы внешней разведки России Михаила Долгова (получившего прекрасное экономическое и юридическое образование в ведущих вузах России) не соответствуют действительности. Что тут можно сказать про “филолога-экономиста”?! Со свиным рылом, да в калашный ряд!
Прежде чем начать дискуссии и разрабатывать концепции деятельности национальных общественных организаций необходимо четко провести социологический и политический анализ ситуации в регионах, иначе есть большая вероятность “наломать дров”, т.е. раздуть очередной этнополитический конфликт.
К сожалению, руководители спойлер организаций Яковлева, Радыгин, Мочаев, Юзыкайн, Ассеров и компания, не имеют элементарных научных и практических познаний в сфере этнополитических процессов, но зато у них есть огромное желание и амбиции строить из себя лидеров национального движения.
Кратко напомню, что такое спойлеры в общественно-политической сфере. Спо́йлер, англ. to spoil — «гадить», «отравлять», «портить»: 1) в боксе — противник, ведущий бой вторым номером, имеет своей целью не столько победить в матче, сколько выставить другого боксера неумелым, неподготовленным. 2) В политике — кандидат который оттягивает на себя часть голосов за другого кандидата со сходной программой, повышая тем самым шансы на победу кандидата с противоположной позицией по главным вопросам.
Однако в качестве спойлера в сфере политики может выступать не только человек, но и организация. Как правило, подконтрольные (спойлерные) организации создаются для выполнения определенной краткосрочной тактической задачи. Например, перехват общественной инициативы, перевод общественного мнения в другое направление, создание положительного, или отрицательного имиджа определенному политическому (культурному) событию т.д.
Одним из важных моментов в деятельности спойлерной организации является краткосрочность выполнения поставленной задачи и камуфляж реальных целей и руководства. Приведем пример: мы решаем изменить общественное мнение и направление в деятельности организации – это действия надо провести в кратчайшие сроки пока люди не поняли, что произошла смена приоритетов задач, и не начали разбираться в реальной ситуации, Изменять общественное мнение должны не мы (кто заинтересован в измени), а деятели, которым доверят толпа (народ).
Отметим, что к спойлерам прибегают для решения различных управленческих задач – начиная от рекламы и пиара, и заканчивая работами спецслужб. Отметим, что применение спойлеров не всегда носит отрицательный характер. Например, при использовании спойлеров для работы с радикальными, террористическими организациями удается избежать человеческих жертв.
Особо подчеркнем наш тезис (что в настоящее время в Марий Эл сложная этнополитическая ситуация), основывается на серьезных социологических исследованиях. Основными источниками при публикации данной статьи являются:
- социологические исследования Фонда “Общественное мнение” за 2011-201 годы, посвященные социально-политической и этнической ситуации в России “Доминанты. Поле мнений”.
- фундаментальное исследование “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”, посвященное вопросам этнодемографического, социально-политического и культурного развития финно-угорских народов в 2002-2008 годах.
Обратимся теперь к данным исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”. Но прежде, кратко отметим авторских коллектив данного исследования. В авторских коллектив монографии вошли:
- кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского центра РАН Зинаида Строгальщикова;
- доктор исторических наук, заведующий кафедрой новейшей истории народов России Мордовского государственного университета и заведующий сектором этнографии Межрегионального научного центра финно-угроведения Владимир Абрамов;
- научный сотрудник Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН Ольга Конькова;
- кандидат исторических наук, доцент Академии государственной службы и управления при Главе Республики Коми Ольги Кузивановой;
- кандидат социологических наук, председатель комитета социально-политического анализа Администрации Губернатора ХМАО Сергей Малахов;
- доктор культурологи, заведующий кафедры культуры и искусств МарГУ Галина Шкалина;
- кандидат социологических наук, директор Центра социальных технологий Алексей Конюхов.
- кандидат социологических наук, заместитель министра по национальной политики Республики Мордовии Александр Карьгин;
- первый заместитель министра по национальной политики Республики Удмуртия Лариса Буранова;
- первый заместитель председателя Государственного Совета Республики Коми Валерий Марков;
- начальник отдела межнациональных отношений Минкультуры РМЭ Эрик Юзыкайн.
Участие в исследовании высокопоставленных чиновников, говорит о том, что региональные власти признали и согласны с итогами социологических опросов и выводов, опубликованных в исследовании “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”.
Подчеркнем, что особое внимание было уделено вопросу социально-экономического развития финно-угорских регионов России. Согласно данным, представленным экспертами исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” у 7.3% мари не хватает денег на питание даже по традиционно заниженным региональным нормам потребления.
22,7% мари не имеют денег на покупку новой обуви и одежды; 41,8% мари не могут позволить себе купить крупную бытовую технику. И лишь 0.5% мари не испытывают никаких материальных проблем и могут позволить себе купить машину и квартиру! Таким образом, как минимум 70% марийцев в Марий Эл живут в бедности!
Еще раз отмечу, что социологические исследования и аналитические данные, которые опубликованы в исследовании “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”, были опубликованы с согласия чиновников Марий Эл. Однако данные этих социологических исследований сознательно умалчиваются. Руководители Мер Канаша активно участвуют в политической деятельности и всецело поддерживают провальную социально-экономическую политику главы РМЭ Леонида Маркелова. Лариса Яковлева и Эрик Юзыкайн лживо и нагло заявляли на многих форумах МерКанаша о бурном развитии Марий Эл, хотя Юзыкайн был не только знаком с этими данными, но и являлся представителем от Марий Эл в исследовании “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра”.
Марийцы, как и все народы, которые проживают в Марий Эл, крайне недовольны деятельностью региональной власти во главе с Леонидом Маркеловым. На вопрос “замечаете ли вы вокруг себя недовольство региональными властями?!” утвердительно ответили 30% мари, и лишь 9,7% мари считают, что недовольство властями уменьшается.
Согласно данным социологических исследований “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” 35% мари считают, что с помощью акций протеста можно добиться решения многих проблем в Марий Эл, а 29,8% затруднились с ответом на данный вопрос и 35,2% считают, что акции протеста ни к чему не приведут.
41,8% мари в Марий Эл оценивают негативно деятельность региональных бюрократов. Авторы исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” пришли к выводу, что “ответы на эти вопросы свидетельствуют о наличии значительной социальной напряженности в финно-угорских регионах”.
Причины недовольства деятельностью региональной власти различны. Более третьих опрошенных, недовольны социально-экономической ситуацией в Марий Эл. Наиболее эмоционально “окрашенные” причины недовольства региональной властью является кадровая и управленческая политика. Вот лишь некоторые характеристики, содержащиеся в ответах:
- несостоятельность, беспринципность, вялость;
- слишком далеки от проблем народа; власть с народом заигрывает;
- некомпетентность и бюрократизм;
- забывают о своих обещаниях;
- ничего не меняется, живут своим кланом и ничего не хотят знать, никого слышать;
- КОРРУПЦИЯ.
Еще одним важным итогом исследования были данные о том, что народ крайне недоволен игнорированием региональной власти мнения марийцев при реализации наиболее важных проблем в регионе. Респондентам был задан вопрос: “На ваш взгляд заметна ли в целом роль финно-угорских народов в общественно-политической жизни своего региона?” 35,9% мари считают, что роль марийцев в общественно-политической жизни региона фактически не заметна. Лишь 11,7% мари, считают, деятельность коренного народа в Марий Эл заметна в общественно-политической жизни региона. 15% отказались (очевидно, сильно испугавшись) отвечать на данный вопрос.
Согласно данным исследования 40,3% мари считают, что региональные власти должны прислушиваться и учитывать мнение финно-угорских народов при принятии всех важнейших социально-экономических и политических решений в регионе.
По мнению авторов исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” игнорирование мнения людей, особенно в глазах национальных элит и оппозиции – это тот фактор, который реально может превратить скрытый – латентный конфликт в открытый. В финно-угорских регионах так называемое “поведение власти” уже стало конфликтогенным фактором более выраженным, чем собственно национальные проблемы.
Отдельно стоит остановиться на вопросах касающихся развития финно-угорских языков. Согласно данным исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” число детей-мари, изучающий родной язык в детских садах уменьшилось в 1,7 раз! И это нельзя объяснить лишь демографическими процессами (сокращения населения России в последние 20 лет) – налицо отсутствие грамотной национальной политики в Марий Эл. На 16,4% сократилось численность детей обучающихся на луговом марийском, и на 34,7% на горном марийском.
Позволим себе прокомментировать причины ассимиляционных процессов в финно-угорском мире. Финно-угорские народы по сравнению с русским с опозданием подошли к переходу на современный тип воспроизводства – одно-двухдетную семью, тогда как у русских этот процесс уже завершился.
С 1990 по 2000 годы произошло резкое сокращение населения России, в первую очередь в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране. Затронули эти процессы и финно-угорские народы, но в связи с тем, что тип воспроизводства финно-угорских народов (в нашем случае мари имели более двух детей в семье), отличался от современного, процессы сокращения были не столь сильны, как для русского народа.
По мнению, известного российского исследователя, заведующего отделом социально-экономических проблем и лабораторией демографии Уральского отделения РАН Виктора Фаузера, демографическая ситуация в финно-угорских регионах России до 2004 года имела лучшую динамику, чем в целом по России. С 2004 года естественная убыль в Марий Эл превысила общероссийские показатели. Мы считаем, что это связанно с рядом объективных и субъективных причин.
К объективным причинам следует отнести процесс перехода к современному типу воспроизводства населения у мари.
К субъективному фактору относится то, что резко сократилось сельское население в Марий Эл, которое являлось основной базой для воспроизводства мари (как в демографическом плане, так и в языковом – так как зачастую в городе происходит очень быстрая ассимиляция). Причины сокращения сельского населения Марий Эл и бегства из республики жителей (значительная часть населения РМЭ работает за пределами региона) связана с провальной социально-экономической политикой Леонида Маркелова.
Отдельно стоит отметить уровень владения языком среди марийского населения Марий Эл. Лишь 32,9% мари в РМЭ читают, пишут и говорят на родном языке. Эксперты исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” считают, что главная проблема марийского народа в том, что подавляющее большинство народа не владеет всеми уровнями своих языков по схеме – говорю, пишу, читаю. А читать и особенно писать учит в основном школа, а не семья, на которую пытаются взваливать не свойственную ей функцию.
Таким образом, не соблюдается одно из конституционных прав. Это особенно четко проявляется на фоне желания людей изучать свой родной язык и передавать его знание последующим поколениям.
Низкий уровень владения языками стал основой вымывания финно-угорских языков из общественного оборота, а значит, их вытеснения в семейно-бытовую сферу, он становится языком кухни. Это неудержимо уменьшает его престижность. Снижающийся уровень владения языками сужает также базу для дальнейшего изучения молодежью, для дальнейшего развития. Символическая же значимость языка в национальном идентитете является маркером ассимиляционных процессов.
Как выше отметили эксперты исследования “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” читать и писать на родном языке должна учить школа. Но в Марий Эл отсутствует современная система обучения. Министр образования РМЭ Галина Швецова своей крайне некомпетентной деятельностью фактически провоцирует развитие межнациональных конфликтов в школе.
Зачастую в школах, вместо того, чтобы язык по современным и эффективным программ изучали лишь дети мари, вводится поголовное требование изучения языка по устаревшим программам.
Русским детям (как и другим национальностям) нет необходимости изучать марийский язык. Мы не согласны с защитниками тезиса о том, что все национальности в РМЭ должны учить марийский язык, для сохранения межнационального согласия. Проблема развития толерантности и межнационального мира должны обсуждаться на уроках истории и обществознания.
Главная задача уроков марийского языка в школах состоит не в том, чтобы все (мари, татары, евреи, русские) национальности в Марий Эл знали марийский, а чтобы сами мари знали язык в полной форме (читали, писали, говорили).
Сейчас в школах сложилась ситуация, что русских детей заставляют учить язык – эффективность обучения в итоге крайне низкая, а марийские дети не могут освоить свой родной язык в полной форме. Кроме того, растет недовольство русских тем, что их заставляют учить ненужный им язык, это приводит к межнациональным конфликтам, начиная со школьной скамьи.
Нужна кардинальная реформа региональных образовательных программ в сфере национального образования. Но для реформы нужны законодательные инициативы, как со стороны депутатов Госсобрания РМЭ, так и со стороны общественных организаций. Но разве осмелиться Мер Канаш критиковать деятельность правительства Марий Эл и предлагать законодательные инициативы?! Конечно, нет!
Особо подчеркнем, что социологические данные (в области социально-политической ситуации в Марий Эл), которые отражены в исследовании “Финно-угорские народы: вчера, сегодня, завтра” фактически получили подтверждение в 2011 году. По итогам социологических исследований за 2010 год (Доминанты. Поле мнений. Выпуск №48 за 2010 год), проведенных Фондом «Общественное мнение», Марий Эл вошла в двадцатку регионов России с самым высоким уровнем протестных настроений. Доля граждан, допускающих для себя возможность принять участие в каких-либо акциях протеста в Марий Эл, превышает 30%!
Согласно проведенным исследованиям Фондом “Общественное мнение” на вопрос “Чему должна быть посвящена акция протеста, чтобы вы приняли в ней участие”:
32% жителей Марий Эл готовы  выйти на акции протеста в связи с недоверием к работе региональной власти (недовольство связано с ростом безработицы, провальной социальной политики, коррупцией и бюрократизмом, плачевным состоянием экономики, проблемами с дошкольными ).
19% жителей Марий Эл ответили, что готовы выйти на акции протеста в связи с низким уровнем зарплат и пенсий и тяжелым материальным положением.
8% жителей Марий Эл готовы  выйти на акции протеста в связи с постоянным ростом цен.
Отметим, что рост протестных настроений связан с постоянно ухудшающийся социально-экономической ситуацией в регионе.
Еще раз подчеркну, что активизация деятельности спойлер организаций, которая началась по команде из администрации главы Марий Эл, может привести к серьезному межнациональному скандалу, который сейчас необходим Леониду Маркелову, чтобы остаться у власти в республике.
Напомним, что Леонид Маркелов уже пытался использовать спойлер организации в 2005 году. Тогда, в результате социально-экономического кризиса правительство Марий Эл резко сократило финансирование национального компонента (массовое закрытие школ на селе, сокращение преподавания на марийском языке).
Представители национальных движений выступили с критикой курса главы РМЭ в области национальной культуры. Проблемы в области национальных отношений в Марий Эл заинтересовали финно-угорскую общественность, не только России, но и Евросоюза (Финляндия и Эстония). Финские журналисты крупнейших СМИ (Helsingin Sanomat, YLE-radio) опубликовали серию статей не только о национальных проблемах, но и сложной социально-экономической ситуации в Марий Эл.
Вместо того, чтобы в кратчайшие сроки постараться решить, назревающий национальный конфликт в регионе, Леонид Маркелов сознательно пошел на обострение данной проблемы. Хотя Управление Федеральной Службы Безопасности по РМЭ предупреждало о возможных серьезных проблемах для России, в случае дальнейшей эскалации конфликта.
Ответом руководства Марий Эл на предупреждения УФСБ стало открытое письмо (опубликованное в газете “Марийская правда”) руководителя Администрации президента РМЭ Дмитрия Фролова на имя начальника Управления собственной безопасности ФСБ России генерал-майора Шишина С.В. В этом письме бюрократы из правительства Марий Эл обвиняли не только руководство, но и рядовых сотрудников ФСБ в рэкете, бандитизме и терроре против чиновников.
Подобные действия Леонида Маркелова привели к тому, что республикой заинтересовались правозащитные организации как регионального, так и общероссийского масштаба. О нарушении свободы слова, прав человека, политических репрессиях в Марий Эл заговорили не только региональные правозащитники (“Человек и закон”, “АГОРА”), но и общероссийские организации (Фонд защиты гласности, Центр экстремальной журналистики, Московская Хельсинкская Группа). О проблемах в Марий Эл вынужден был отметить в своих ежегодных докладах уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин.
В итоге национальный региональный конфликт в Марий Эл, перерос в международную проблему, апогеем которого стала резолюция Европейского парламента “О нарушении прав человека в Марий Эл”.
Это вызвало резкое беспокойство в Кремле, т.к. Марий Эл стала сильным дестабилизирующим фактором в геополитической игре, которая разворачивалась тогда на постсоветском пространстве (в 2004-2005 г.г. прокатились серии “оранжевых”, “тюльпановых” и “бархатных” революций на Украине, Киргизии и Грузии). А подключение к марийскому вопросу США (в лице бывшего советника президента США профессора Paul Goble) в Кремле посчитали экспортом бархатных революций в Россию.
Конфликт в Марий Эл в первую очередь рассматривался в Кремле как национальный (инициированный странами, враждебно относящимися к России – США и Эстония). Политическая, социально-экономическая и правовая сторона конфликта фактически не рассматривались. В итоге Государственная Дума и МИД России приняли резолюции, в которых опровергались данные доклада Европейского парламента, а из бюджета РФ были выделены миллиарды рублей на развитие Марий Эл. Но проблемы в регионе, вызванные крайне неэффективной политикой главы республики остаются до сих пор.
После выделения миллиардов из федерального бюджета на решение марийского вопроса, правительство Марий Эл решило создать спойлер организацию для того, чтобы поставить под контроль общественное мнение и процессы в регионе. Но, во-первых, были нарушены сроки перехвата управления в самой организации, и даже младенцу было понятно, что цели и деятельность организации поменялась. Во-вторых, реальные заказчики (правительство Леонида Маркелова) были известны с самого начала и они и не скрывали своего прямого участия в деятельности общественной организации.
Поэтому из Мер Канаша не получилось создать эффективную спойлер организацию. Фактически общественная организация превратилась в политических труп. К характеристике Мер Канаша очень точно подходит образная метафора довольно оригинального писателя и главного редактора газеты “Завтра” Александра Проханова (с которым нам не раз приходилось дискутировать): “подобные организации – это политические трупы, зомби, источающий зловонный запах грязных денег и движимые лишь силами некромантии проворовашихся бюрократов”.
В принципе деятельность спойлера Мер Канаша и апологетов типа  Яковлевой, Радыгина и Ассерова на данный момент не имеет смысла. Мы согласны, что на региональном (местечковом) уровне Яковлева, Радыгин и Ассеров, возможно, выступают в качестве субъектов национальной политики, и оказывают определенное положительное влияние на сферу государственного управления в области национальной политики. Хотя, судя по отчетам Яковлевой, Радыгина и Ассерова, их деятельность даже на региональном уровне (если сравнивать другими национально-общественными организациями региона) выглядит крайне слабо.
Что касается работы на общероссийском уровне, то здесь Яковлева, Радыгин, Ассеров и бюрократы из Мер Канаша выступают в качестве объектов в сфере управления национальной политики и играют роль спойлеров. Выступить в роли субъектов в сфере национальной политики на общероссийском уровне им не позволят несколько причин.
В первую очередь это низкий интеллектуальный уровень (все же заметно, на примере Радыгина, Ассерова и пионер-вожатой Яковлевой, что региональные вузы дают довольно слабое образование). У этих “лидеров”, судя по анализу их публикаций, отсутствует элементарное представление об управлении в сфере национальной политики, политологии и теории конфликтов.
Что касается ораторских способностей Яковлевой и компании – мягко скажем демагогия на довольно примитивном уровне и желание выслужиться перед главой РМЭ Леонидом Маркеловым.
Второй причиной является сокращение кадровой базы. Марийские региональные движения базируются на людях старшего возраста, молодые и перспективные марийские кадры из регионов России пополняют московские ряды.
В заключении отметим, что в настоящее время роль общественных организаций во внутреннеполитических делах государства постоянно возрастает. Особую роль играют национальные общественные организации. Из объекта политического управления, общественные организации становятся полноправным субъектом и могут существенно повлиять и на международную ситуацию.
Несомненно, что в настоящее время, огромное значение в стабилизации межнациональной ситуации в Марий Эл сыграло Землячество в Москве. Землячество – это интеллектуальный и общественный клуб, в который входят представители творческой (яркий пример президент Землячества всемирно известный композитор Андрей Эшпай), научной (профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, МГИМО, РАГС) и военной (офицеры и генералы ФСБ, СВР, ФСО, МЧС, МО) элиты России. И что немаловажно, это многонациональная организация – наряду с мари, в Землячестве состоят русские, татары, евреи, всего – более 20 национальностей.
Региональные чиновники и их подхалимы (вроде господина Радыгина и Мочаева) пытаются постоянно обвинить общественников Москвы в политизации, борьбе против Маркелова, подготовке к новым выборам и создание чуть ли не национальной партии. Видимо, уровень образования региональных бюрократов и их прислужников находится на столь низком уровне, что они не знакомы с основами теории управления и политической социологии.
Специально для “особо авторитетной и крайне уважаемой в особо узких бюрократических кругах” госпожи Яковлевой и компании поясняем, что в политической социологии термин «группы влияния» фиксирует отличие общественных организаций от политических партий.
Профессор кафедры мировых политических процессов МГИМО Павел Цыганков отмечает, что если партии стремятся к достижению и исполнению властных функций в обществе, то группы влияния ограничиваются стремлением, с целью защиты своих интересов, оказывать влияние на власть, оставаясь вне властных структур и институтов (например, профсоюзы, национальные организации предпринимательские объединения, женские организации и т.п.).
И поэтому деятельность общественников Москвы не направлена на политизацию национального процесса, а является попыткой диалога и конструктивной критики региональной власти в Марий Эл. Особо подчеркнем диалога, а не лизоблюдства, и откровенного заискивания и холуйства (чем занимается Лариса Яковлева и компания).
К сожалению, все попытки диалога были отвергнуты Леонидом Маркеловым, который крайне нервно и неадекватно воспринимает любые критические замечания в свой адрес. А несогласных с его позицией глава Марий Эл преследует с помощью карательной психиатрии.
Так что, от назначения Ларисы Яковлевы депутатом Государственной Думы РФ мы ожидаем лишь усиления политизации этнополитического конфликтов в Марий Эл, которые на данный момент находятся в латентном состоянии, но могут в кратчайшие сроки перерасти в открытый этнополитический кризис с международным характером.
Александр Фридом
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments