gornomari (gornomari) wrote,
gornomari
gornomari

Categories:

В ФЗ о госзакупках необходимо внести поправки

В ФЗ о госзакупках необходимо внести поправки

По данным Организации экономического сотрудничества и развития, Россия занимает восьмое место (из 37 стран, отобранных для анализа) по абсолютному показателю расходов на НИОКР. Чтобы сравняться с Японией, которая в этом рейтинге занимает третье место, России нужно увеличить затраты на НИОКР в 5,54 раза. Значительную часть расходов на финансирование НИОКР несет государство: доля расходов федерального бюджета во внутренних затратах на исследования и разработки составила 80% в 2010 – 2012 гг., и 88% — в 2013 г. Доля расходов федерального бюджета на НИОКР по сравнению с расходной частью бюджета в 2010– 2013 гг. составляла около 5%.

Однако, увеличение расходов на НИОКР без оценки их эффективности и определенных реформ в организации и постановке НИОКР вряд ли поможет России «догнать и перегнать Америку».

Не зря глава федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев назвал более 95 процентов тендеров и государственных закупок «фикцией».
НИОКР-ы не являются исключением. Дело в том, что как уже было отмечено, львиную долю средств на НИОКР-ы выделяет государство. И, как правило, в таких фиктивных «тендерах» выигрывают компании и предприятия, приближенные к чиновникам, которые и распределяют бюджетные средства на НИОКР-ы. Как следствие, чиновники, которые распределяют бюджетные средства, с удовольствием «греют руки» на НИОКР - ах.
Одной из институциональных и нерешенных проблем всего этого является следующая проблема. Как правило, Заказчик, формируя техническое задание на какую-либо работу (ОКР), фактически знает, как и реализовывать эту работу. Однако, эта «изюминка» или «ноу-хау» является коррупционным инструментом. Заказчик прописывает техническое задание очень витиевато, что отпугивает большинство потенциальных исполнителей от участия в тендере на работу. Заказчик же, пользуясь этим, доверяет ОКР исключительно «своим», аффилированным компаниям.

Решением вопроса могло бы быть следующее. На уровне Федеральных Законов ("О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ) предусмотреть и обязать Заказчика разрабатывать и размещать вместе со всей документацией основные технические идеи и технические решения по реализации ОКР. По сути, как правило, Заказчик такой информацией владеет в полной мере и знает, как решать задачу (ОКР). Без этого не может быть ОКР! Фактически, как правило, многие технические задания формируются уже под готовые технические решения. Но эта задача по разработке концепции реализации технического задания должна быть закреплена законодательно и возложена на Заказчика.
Без этого, эффективность НИОКР в России будет крайне низкой, а «оборотни в очках» будут лоббировать ОКР не потому, что без них не может обойтись государство, а потому, что под легендой необходимости ОКР можно очень легко и просто распилить средства налогоплательщиков и пополнить свои счета бюджетными средствами.

ИМХО
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment